[назад]


ris.gif Учебное пособие представляет собой альбом заданий для выполнения сборочных чертежей изделий по рабочим чертежам деталей, аксонометрическому изображению и описанию. В описании говорится о назначении изделия, перечисляются используемые стандартные изделия и указывается порядок сборки. Альбом заданий содержит 26 вариантов и предназначен в качестве учебного пособия для студентов вузов дневных, вечерних и заочных отделений. Может быть использован учащимися машиностроительных техникумов, колледжей.

    Авторы выражают глубокую признательность коллективу преподавателей кафедры графики Южно-Уральского государственного университета, оказавшим неоценимую помощь в создании альбома.

СОДЕРЖАНИЕ


Задание 1.       Кондуктор перекидной (00 - 000.06.01.01.00) .................
Задание 2.
      Кран разобщительный (00 - 000.06.02.02.00) .................
Задание 3.
      Кондуктор скальчатый (00 - 000.06.03.03.00)...................
Задание 4.
      Привод пневматический (00 - 000.06.04.04.00)................
Задание 5.
      Тиски (00 - 000.06.05.05.00)......................................................
Задание 6.
      Тиски (00 - 000.06.30.30.00)......................................................
Задание 7.
      Патрон специальный (00 - О00.06.07.07.00)....................
Задание 8.
      Механизм храповой (00 - 000.06.33.33.00)............................
Задание 9.
      Насос (00 - 000.06.09.09.00)....................................................
Задание 10.
    Муфта сцепления фрикционная (00 - 000.06.10.10.ОО)
Задание 11.
    Механизм натяжения (00 - 000.06.11.11.00) ...................
Задание 12.
    Муфта предохранительная (00 - 000.06.12.12.00).........
Задание 13.
    Редуктор привода лебедки (00 - 000.06.13.13.00)...............
Задание 14.
    Приспособление (00 - 000.06.14.14.00) .................................
Задание 15.
    Штамп (00 - 000.06.15.15.00) ................................................
Задание 16.
    Головка резьбонарезная (00 - 000.06.34.34.00) ..............
Задание 17.
    Каток поддерживающий (00 - 000.06.17.17.00) ................
Задание 18.
    Кондуктор скальчатый (00 - 000.06.18.18.ОО)................
Задание 19.
    Регулятор давления газа (00 - 000;06.19.19.00).............
Задание 20.
    Каток опорный (00 - 000.06.20.20.00) ...............................
Задание 21.
    Дифференциал (00 - 000.06.21.21.00) ..............................
Задание 22.
    Пневмоцилиндр (00 - 000.06.35.35.00).................................
Задание 23.
    Обойма крюка (00 - 000.06.23.23.00).......................................
Задание 24.
    Приспособление делительное (00 - 000.06.36.36.00)
Задание 25.
    Кондуктор (00 - 000.06.37.37.00).............................................
Задание 26.
    Пневмоцилиндр (00 -000.06.26.26.00)....................................

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К АЛЬБОМУ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СБОРОЧНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ

ris.gif Для дальнейшего повышения эффективности и качества обучения необходимо постоянное обновление учебно-методических пособий, которые должны находиться в полном соответствии с последними дoстижениями науки и техники.
    Первостепенное значение для ускорения научно-технического прогресса и оснащения всех отраслей народного хозяйства новой техникой имеет машиностроение. Для быстрого внедрения и освоения новой техники очень важно овладеть умением правильно читать чертеж. Чтение чертежа - самый сложный раздел курса машиностроительного черчения. Существующие альбомы чертежей для чтения, деталирования и выполнения сборочного чертежа сборочной единицы давно не переиздавались, устарели и не отвечают современным требованиям.

    На кафедре графики ЮУрГУ разработан альбом чертежей, содержащий аксонометрические изображения изделий и рабочие чертежи деталей 26 сборочных единиц. К альбому прилагаются краткие описания принципа работы и порядка сборки изделия.

    Все сборочные единицы, включенные в альбом, представляют собой реальные конструкции, выпускаемые различными отраслями промышленности или используемые в качестве технологической оснастки. Чертежи выполнены в соответствии с требованиями действующих стандартов ЕСКД.
ris.gif Сборка по описанию должна быть последним или предпоследним заданием (перед второй деталировкой), завершающим курс черчения. Студенты, выполняя сборочный чертеж изделия, знакомятся с рабочими чертежами деталей.
    Содержание программы по черчению как для вузов, так и для техникумов не обеспечивает достаточного знакомства студентов с рабочими чертежами деталей: в первой части курса изучается проекционное черчение, а во второй выполняются эскизы и чертежи с натуры. Студенты имеют дело только со сборочными чертежами (первая и вторая деталировки). Между тем в рабочей программе говорится, что выполненные студентами чертежи должны в наибольшей степени соответствовать машиностроительной практике. Чтобы удовлетворить это требование, нужно познакомить студентов с рабочими чертежами деталей и предложить им поработать над такими чертежами.
ris.gif Сочетание выполнения сборочных чертежей с обязательным чтением рабочих чертежей деталей положено в основу предлагаемых заданий. Выполнение настоящих заданий служит упражнением в чтении рабочих чертежей деталей. Понимание чертежа каждой детали во всех подробностях необходимо для составления сборочных чертежей. Характер работы требует от студента внимательного изучения и понимания чертежа: ведь готовой детали, на которую можно посмотреть, перед ним нет. Задание заставляет студента оперировать с мысленным образом детали, располагать ее в соответствующем месте сборочного чертежа, соединять с другими деталями, что должно привести к расширению и углублению знаний студентов в области машиностроительного черчения, в итоге - к расширению технического кругозора. Поэтому задания будут особенно полезны тем студентам, кто к концу курса недостаточно овладел техникой чтения чертежей.
ris.gif

Выполняя задание, студент должен закрепить ранее полученные знания по вычерчиванию разъемных и неразъемных соединений, условностям изображения зубчатых зацеплений, пружин и т.д. При выполнении эскизов с натуры многие студенты чертят стандартные детали (например, крепеж), не затрудняя себя пользованием справочниками, сверкой измеренных размеров с размерами, приведенными в таблицах стандартов. Чертежи стандартных деталей не приводятся. В описании они перечислены с их условным обозначением, позволяющим определить все необходимые размеры, воспользовавшись справочником.

    Очень удобны "сборки по описанию" для студентов-заочников. Обычно заочнику предлагается самому выбрать сборочную единицу для выполнения сборочного чертежа и рецензент не только не может сличить предлагаемые заочником эскизы с "натурой", но даже не в состоянии проверить, действительно ли он выполнял их по существующим деталям, а не копировал готовые чертежи. Кроме того, многие заочники лишены возможности подбирать подходящие сборочные единицы для эскизирования. Высылка заочникам для выполнения последней контрольной работы задания "Сборка по описанию" вводит учебный процесс в рамки, намеченные рецензентом. Имея такое задание, студент может работать дома, в удобное для него время.
    Практическое использование предлагаемого альбома началось на кафедре графики Южно - уральского государственного университета с 1985 года.

    Пример выполнения сборочного чертежа
Южно-Уральский Государственный университет, кафедра инженерной и компьютерной графики.
kafedragrafiki@mail.ru