kafedragrafiki@mail.ru

[назад]
![]() |
Учебное пособие представляет собой альбом заданий для выполнения сборочных чертежей изделий по рабочим чертежам деталей, аксонометрическому изображению и описанию. В описании говорится о назначении изделия, перечисляются используемые стандартные изделия и указывается порядок сборки. Альбом заданий содержит 26 вариантов и предназначен в качестве учебного пособия для студентов вузов дневных, вечерних и заочных отделений. Может быть использован учащимися машиностроительных техникумов, колледжей.
    Авторы выражают глубокую признательность коллективу преподавателей кафедры графики Южно-Уральского государственного университета, оказавшим неоценимую помощь в создании альбома.
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К АЛЬБОМУ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СБОРОЧНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ
Для дальнейшего повышения эффективности и качества обучения необходимо постоянное обновление учебно-методических пособий, которые должны находиться в полном соответствии с последними дoстижениями науки и техники.
    Первостепенное значение для ускорения научно-технического прогресса и оснащения всех отраслей народного хозяйства новой техникой имеет машиностроение. Для быстрого внедрения и освоения новой техники очень важно овладеть умением правильно читать чертеж. Чтение чертежа - самый сложный раздел курса машиностроительного черчения. Существующие альбомы чертежей для чтения, деталирования и выполнения сборочного чертежа сборочной единицы давно не переиздавались, устарели и не отвечают современным требованиям.
    На кафедре графики ЮУрГУ разработан альбом чертежей, содержащий аксонометрические изображения изделий и рабочие чертежи деталей 26 сборочных единиц. К альбому прилагаются краткие описания принципа работы и порядка сборки изделия.
    Все сборочные единицы, включенные в альбом, представляют собой реальные конструкции, выпускаемые различными отраслями промышленности или используемые в качестве технологической оснастки. Чертежи выполнены в соответствии с требованиями действующих стандартов ЕСКД.
Сборка по описанию должна быть последним или предпоследним заданием (перед второй деталировкой), завершающим курс черчения. Студенты, выполняя сборочный чертеж изделия, знакомятся с рабочими чертежами деталей.
    Содержание программы по черчению как для вузов, так и для техникумов не обеспечивает достаточного знакомства студентов с рабочими чертежами деталей: в первой части курса изучается проекционное черчение, а во второй выполняются эскизы и чертежи с натуры. Студенты имеют дело только со сборочными чертежами (первая и вторая деталировки). Между тем в рабочей программе говорится, что выполненные студентами чертежи должны в наибольшей степени соответствовать машиностроительной практике. Чтобы удовлетворить это требование, нужно познакомить студентов с рабочими чертежами деталей и предложить им поработать над такими чертежами.
Сочетание выполнения сборочных чертежей с обязательным чтением рабочих чертежей деталей положено в основу предлагаемых заданий. Выполнение настоящих заданий служит упражнением в чтении рабочих чертежей деталей. Понимание чертежа каждой детали во всех подробностях необходимо для составления сборочных чертежей. Характер работы требует от студента внимательного изучения и понимания чертежа: ведь готовой детали, на которую можно посмотреть, перед ним нет. Задание заставляет студента оперировать с мысленным образом детали, располагать ее в соответствующем месте сборочного чертежа, соединять с другими деталями, что должно привести к расширению и углублению знаний студентов в области машиностроительного черчения, в итоге - к расширению технического кругозора. Поэтому задания будут особенно полезны тем студентам, кто к концу курса недостаточно овладел техникой чтения чертежей.
![]()
Выполняя задание, студент должен закрепить ранее полученные знания по вычерчиванию разъемных и неразъемных соединений, условностям изображения зубчатых зацеплений, пружин и т.д. При выполнении эскизов с натуры многие студенты чертят стандартные детали (например, крепеж), не затрудняя себя пользованием справочниками, сверкой измеренных размеров с размерами, приведенными в таблицах стандартов. Чертежи стандартных деталей не приводятся. В описании они перечислены с их условным обозначением, позволяющим определить все необходимые размеры, воспользовавшись справочником.
    Очень удобны "сборки по описанию" для студентов-заочников. Обычно заочнику предлагается самому выбрать сборочную единицу для выполнения сборочного чертежа и рецензент не только не может сличить предлагаемые заочником эскизы с "натурой", но даже не в состоянии проверить, действительно ли он выполнял их по существующим деталям, а не копировал готовые чертежи. Кроме того, многие заочники лишены возможности подбирать подходящие сборочные единицы для эскизирования. Высылка заочникам для выполнения последней контрольной работы задания "Сборка по описанию" вводит учебный процесс в рамки, намеченные рецензентом. Имея такое задание, студент может работать дома, в удобное для него время.
    Практическое использование предлагаемого альбома началось на кафедре графики Южно - уральского государственного университета с 1985 года.    Пример выполнения сборочного чертежа
Южно-Уральский Государственный университет, кафедра инженерной и компьютерной графики.
kafedragrafiki@mail.ru![]()
![]()